РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (МКОУ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СОШ») 368814, ул. Пархоменко, д. 4, с.Аверьяновка, Кизлярского района, Республики Дагестан E-mail: school_aver@mail.ru ОКПО 86080296, ОГРН 1040501099077, ОКАТО 82227805001, ИНН/КПП 0517000102/ 051701001 « » №___________ 2021г. Утверждаю Директор МКОУ «Аверьяновская СОШ» __________З.О. Махтаева «___»______2021г. Программа профилактики жестокого обращения с детьми с.Аверьяновка – 2021г. Пояснительная записка За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989 г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Цели программы: 1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. 2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи программы: 1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; 2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи; 3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей и их семей; 4) Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья; 5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей. Содержание программы: Программа содержит 4 блока: организационная работа; диагностическая работа; профилактическая работа с детьми; профилактическая работа с родителями. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними обучающимися, осуществление систематической работы с картотекой детей «группы риска». Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками. Профилактическая работа с детьми включает предупредительнопрофилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением, группы риска. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики. Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, учителя предметники, организатор. Планы мероприятий по каждому блоку работы. Организационная работа: 1) Проведение тематических педагогических советов. 2) Планирование работы по профилактике жестокого обращения с детьми. 3) Составление социального паспорта группы, школы. 4) Ведение картотеки детей из неблагополучных семей, стоящих на внутришкольном учете, на учете ПДН. 5) Посещение семей, выявление детей, не посещающих занятия) 6) Выявление и постановка на учет детей с девиантным и тревожным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки. Диагностическая работа: 1. Анкетирование с целью выявления жестокого обращения с детьми. 2. Проведение диагностических методик с целью изучения личности обучающихся. 3. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений. 4. Заполнение личной карточки обучающегося. 5. Посещение семей. 6. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором. 7. Работа с участковым терапевтом. 8. Работа со специалистами из организаций партнеров. Профилактическая работа с обучающимися: 1) правовая просвещенность несовершеннолетних; 2) индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявление причин отклонений в поведении; беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, медицинского работника, администрации школы с детьми; 3) использование интерактивных методов воспитания; 4) тренинговые занятия для подростков; 5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов детей и подростков; 6) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, вовлечение в творческую жизнь группы, школы, в спортивные секции, кружки, волонтерский отряд; охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года; оказание помощи в трудоустройстве в летний период; 7) организация консультаций специалистами; 8) оказание психологической помощи подростку. Профилактическая работа с родителями: 1) правовая просвещенность родителей; 2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль; 3) посещение семей по месту жительства, 4) проведение родительского всеобуча; 5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника; 6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения. Тема По профилактике жестокого обращения в семье Содержание Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и обязанности семьи. Причина детских суицидов По профилактике правонарушений и преступлений Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетнего По профилактике взаимоотношений и налаживанию общения в семье и обществе Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовноценностные ориентации. Содержание жизнедеятельности Планируемые результаты: № блока Планируемый результат 1 блок Создать банк данных по детям и семьям «группы риска». Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики жестокого обращения с детьми. Получение информации о состоянии здоровья обучающихся. Получение 2 блок информации о внутрисемейных отношениях. Получение характеристики микроклимата семьи. 3 блок Сформировать у ребенка жизненную позицию. Сформировать у детей здоровый образ жизни. Активизировать познавательные интересы у подростка. Организация правового просвещения. 4 блок Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация правового просвещения родителей. Построение духовно-нравственных отношений детей и взрослых. Создание приоритетного родительского воспитания. План мероприятий профилактики жестокого обращения с детьми на 2021-2022 г направления Профилактическая работа с учащимися Диагностическая работа Мероприятия - Ежедневный контроль за посещаемостью. - Посещение на дому учащихся, имеющих проблемы в семье. Изучение семейных отношений - индивидуальная работа с учащимися, находящимися, в «зоне риска» Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних. Сверка списков состоящих на профилактических учетах. Рейд по семьям в ТЖС и СОП. Индивидуальные консультации В течение года - Наблюдение за поведением ребенка во время занятий, - Формирование электронного банка социально-незащищенных семей - составление социального паспорта школы Постоянно Кл рук сентябрь Социальный педагог - диагностика аутоагрессивного поведения детей (комплекс методик МО (РС)Я) Анкетирование по выявлению жестокого обращения. Профилактика буллинга среди детей. СПТ Профилактическая работа с родителями Коррекционная работа Сроки и место Ответственны проведения е - Наблюдение за семьями - выявление учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. - выступление на родительских собраниях по теме «Профилактика жестокого обращения». - Индивидуальные беседы с родителями семей ТЖС и СОП «Верны ли мои методы воспитания в семье», «Поощрение и наказание» - практико-ориентированный семинар для родителей на тему: «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» Индивидуальные беседы и коррекционные занятия с детьми ОВЗ, с детьми находящимися в СОП и ТЖС - Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми. Классные руководители Соц педагог Психолог Октябрьноябрь Март-апрель Педагогпсихолог Апрель С октября 2021 г. В течение учебного года Социальный педагог февраль психолог март ноябрь В течение учебного года Психолог Соц педагог - работа с опекунами и приемными родителями. Посещение на дому. мероприятия Проведение урока «Международный день детского телефона доверия» Классные часы тематические Организация выставки книг по пропаганде здорового образа жизни. Библиотечные часы+психологический практикум «Жить здорово». 17 мая Классные руководители организатор Октябрьноябрь Психолог, библиотекарь Март-апрель приложение Памятка для родителей: o Создайте дома среду: с душевным теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. o Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. o Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. o Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. o Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было. o Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших. o Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. o Рекомендуйте детям читать художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми. o Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям! Памятка учащемуся ДОРОГОЙ ДРУГ! Всегда и везде помни об основных нормах нравственности! Обязанности человека делятся на 4 рода: обязанности перед самим собой, перед семьёй, перед государством, перед другими людьми вообще. (Гегель) 1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. 2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром. 3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу. 4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. 5. Не будь равнодушен к злу… Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.