Учебный план ООО на 2023-2024 уч г...

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ОМАРОВА ГУСЕЙНА ОМАРОВИЧА»
(МКОУ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ ОМАРОВА ГУСЕЙНА ОМАРОВИЧА»)
368814, ул. Пархоменко, д. 4, с.Аверьяновка, Кизлярского района, Республики Дагестан
E-mail: school_aver@mail.ru ОКПО 86080296, ОГРН 1040501099077, ОКАТО 82227805001, ИНН/КПП 0517000102/ 051701001

ПРИНЯТ
Решением Педагогического совета МКОУ
«Аверьяновская СОШ имени Омарова
Гусейна Омаровича»
протокол от 31.08.2023 №1
секретарь Педагогического совета
С.М. Курачева

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Аверьяновская СОШ
имени Омарова Гусейна Омаровича»
З.О. Махтаева
«_31_»_августа_ 2023 г.
Приказ №55 от 31.08.2023г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
реализующего основные общеобразовательные программы основного общего образования
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича»
на 2023/2024 учебный год

С.Аверьяновка 2023

1

1.

Основное общее образование.

Учебный план для V–IX классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (ФГОС ООО-2021), утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.05.2021 №287, реализуется в V-VII классах.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется Школой через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы
организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова
Гусейна Омаровича».
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Настоящий учебный
план разработан для получения образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в очной
форме.
Учебный план основного общего образования на 2023/2024 учебный год предусматривает 5-летний нормативный
срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов.
Учебный год начинается 01.09.2023. Продолжительность учебного года при получении основного общего
образования составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составляет менее 5267 часов и более 6020 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее
8 недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не
превышали (в астрономических часах): в V классах - 2 ч., в VI-VIII классах - 2,5 ч., в IX классах - до 3,5 ч.
Режим работы школы по шестидневной учебной неделе. Продолжительность урока составляет 40 минут.
Деление классов на группы предусматривается только при формировании групп для изучения родного языка. В
школе обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучаются языки народов Дагестана. Для изучения родного
языка и литературы создаются учебные группы на аварском языке, в каждой из которых не менее 5 учащихся. Учебные
группы создаются из параллельных классов, при этом родной язык и литература во всех классах должны стоять в
расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого
количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения
предметов «Родной язык (русский, аварский, даргинский)», «Родная литература (русская, аварская, даргинская)».
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные
занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН
2.4.2.2821-10.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная
образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части (70%) и части, формируемой участниками
образовательных отношений (30%).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и
учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Она предусматривает следующие обязательные
предметные области, -определенной ФГОС ООО: Русский язык, Литература, Родной язык и литература (аварский,
даргинский, русский), Иностранный языки (английский), Математика и информатика; -общественно-научные предметы и
духовно-нравственной культуры народов России: История, История Дагестана, КТНД, Обществознание (включая
экономику и право), География, География Дагестана, ОДНКНР; -основы, естественнонаучные предметы: Биология,
Химия, Физика; -искусство: Музыка, ИЗО; Технология, Физическая культура и ОБЖ.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на
изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации (172 учебных часов в неделю/5812
учебных часов за 5 лет).
Часть учебного плана образовательной организации, формируемая участниками образовательных отношений:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников
образовательных отношений, в том числе этнокультурные (История Дагестана, Культура и традиции народов Дагестана).
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического
образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом).

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается на базовом уровне в объеме 3 часа в неделю. В ОУ изучается один
иностранный язык – английский.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному принципу с учетом возможностей
образовательной организации. Изучаемые модули – Технический труд, Обслуживающий труд.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - предметная область ОДНКНР)
обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает знание
обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Так как
предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной организации
предусмотрено для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе.
Предметы этнокультурного компонента. «Концепция нового учебно-методического комплекта по отечественной истории»
включает в себя Историко-культурный стандарт, который определяет основные подходы к преподаванию отечественной
истории в современной школе, в том числе и по изучению региональной истории. Изучение предмета «История Дагестана»
реализуется отдельной дисциплиной в 8-9 классах.
Содержание региональных особенностей Географии Дагестана реализуется модулем предмета «География» через
включение тем по региональной географии в 9 классе.
Вопросы, связанные с региональной (краеведческой) спецификой развития реализованы также дисциплиной «Культура и
традиции народов Дагестана» в 8-9 классах.
Неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность планируется и организуется в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности до 1750 часов (в год не более 350
часов) за пять лет обучения на уровне основного общего образования. Образовательной программой ООО предусмотрена
реализация внеурочной деятельности в объеме 2 часа в неделю в каждом классе. На внеурочную деятельность выделяется
по 2 часа в неделю в 5-9 классах. В 5-8кл-по 2ч в неделю, в год – по 68ч, в 9кл-2ч в неделю, в год-66ч, итого-272ч+66= 338
на 5 уровней.
При необходимости организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы
основаны на требованиях ФГОС основного общего образования. Уменьшать количество обязательных учебных предметов
запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной
организацией самостоятельно.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 УЧ.Г.
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Количество часов в неделю/год

9
класс

8
класс

7
класс

Классы

6
класс

Предметные
области

5
класс

Учебные
предметы

Всего за 5
уровней

Обязательная часть
Русский язык
и литература

Родной
язык
и
родная литература
Иностранные языки

Русский язык

5/170+1/34
р

Литература

3/102

Родной язык (аварский, даргинский,
русский)

2/2/2/2 81/34

Родная литература (аварский,
даргинский, русский)

1/1/1//1-34

Иностранный язык (английский)

Математика
Математика
информатика

Общественнонаучные предметы

Естественнонаучные предметы

Искусство

и

3/102

6/204+1/34
р
3/102
2/2/2/6 81/34
1/1/1/-34
3/102

4/136+1/34
р

3/102+1/34
р

3/102+1/34
р

26/884

2/68

2/68

3/102

13/442

2/2/2/2 81/34

2/2/2/ 81/34

5/170

1/1/1/1-34

5/170

2/2/2/2 81/34
1/1/1/1-34

3/102
-

5/170

5/170

-

Алгебра

-

-

3/102

Геометрия

-

-

Вероятность и статистика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География

1/1/1/1-34

3/102

3/102

3/102

15/510
10/340

3/102

2/68

2/68

2/68

1/34
1/34
2/68

1/34
1/34
2/68

9/306
6/204

2/68

2/68

1/34
1/34
2/68

3/102
3/102

1к/34
1/34

1/34
1/34

1/34
2/68

1/34
2/68

1/34
2/68

5/170
8/272

Физика

-

-

2/68

2/68

3/102

7/238

Химия

-

-

-

2/68

2/68

4/136

Биология

1/34

1/34+1/34к

1/34+1/34к

2/68

2/68

9/306

Музыка

1/34

1/34

1/34

1/34

-

4/136

Изобразительное искусство

1/34

1/34

1/34

-

-

3/102

10/340

Технология

Технология

2/68

2/68

2/68

1/34

1/34

8/272

Физическая
культура и ОБЖ

Физическая культура

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

10/340

-

-

-

1/34

1/34

2/68

1/34

-

-

-

-

1/34

-

-

-

Основы безопасности
жизнедеятельности
Основы духовно-нравственной
культуры народов России

Основы
духовнонравственной культуры
народов России

История Дагестана

Общественнонаучные предметы

КТНД

0,5/17к

0,5/17к

1/34

0,5/17к

0,5/17к

1/34

Итог
33/1122

32/1088

Итого

35/1190

36/1224

36/1224

172/5848

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, из них:
Курсы по выбору направлены на усиление предметов
(школьный компонент):

История Дагестана

0,5/17

0,5/17

КТНД

0,5/17

0,5/17

Биология
Обществознание

1/34

ОБЖ

1/34

итого

2/68
32/1088

1/34

Максимально допустимая недельная нагрузка

1/34
1/34
2/68

1/34
1/34

1/34

3/102

1/34

2/68

2/68

1/34

8/272

33/1122

35/1190

36/1224

36/1224

172/5848

1/34

Курачева С.М.

(аварский
язык)
Шахбанова М.А.

(даргинский
язык)
Габибуллаева Л.М.

аргинский
язык)
Люлина Т.Л.

русский
Та ждинова А.А.ро дной язык

(русский))
Итого

5

2

5(aбвг)

2

19

5(аб)

2

20

5(вг)

2

5(вг)

6

2

6 абвг

2

6(б,в)

21

2

5(аб)

2

96

10

7

2

13

7абвг

2

2

19

7ав

6а

2

16

14

6в

2

22

6а,б

2

72

10

8

2

19

8абвг

2

2

17

8ав

7гб

2

15

8бг

14

7бвг

2

17

10

7а

2

16

84

10

16

9абвг

2

6

10/73уч

19

9а,г

2

18

10/93уч

2

19

9бв

2

22

10/93уч

8бвг

2

11

9абвг

2

29

10/85уч

8а

2

15

80

10

2

75

5абвг

Математика

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

5абвг
5абвг

Русский язык
Математика

Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа

декабрь, май
декабрь, май

5абвг
5абвг

Русский язык
Математика

Диктант с грамматическим заданием. ВПР
Итоговая контрольная работа. ВПР

декабрь, май
декабрь, май

5абвг

Английский язык

Стартовая контрольная работа

декабрь, май

Контрольная работа

декабрь, май
декабрь, май
декабрь, май
декабрь, май
декабрь, май
декабрь, май
декабрь, май

5абвг

География
Биология

Итоговый тест
Контрольная работа

5абвг

16

10/63уч

Учебные предметы
Русский язык

Итоговый тест
Контрольная работа
Итоговый тест
Контрольная работа

учащихся
Итого

2

Класс
5абвг

Всеобщая история

о

9

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Формы проведения промежуточной аттестации
для учащихся 5-9 классов МКОУ «Аверьяновская СОШ»
на 2023-2024 учебный год
Форма проведения
Сроки
Стартовая контрольная работа
Сентябрь

5абвг

часов
Количеств

Кол-во

учащихся
класс

о

часов
Количеств

Кол-во

о
класс
учащихся

Количеств

часов

Кол-во

о
класс
учащихся

часов
Количеств

Кол-во

о
класс
учащихся

класс

Кол-во

Учитель

часов
Количеств

-Часы родного языка (48 часов) распределены между учителями средних и старших классов:

10

56/407

Итоговый тест

декабрь, май

5абвг

ОДНКНР

Творческая работа

декабрь, май

5абвг

ИЗО

Творческая работа

декабрь, май

5абвг
5абвг

Технология
Физическая Культура

Проект
Зачеты

декабрь, май
декабрь, май

6абв

Русский язык

Стартовая контрольная работа

декабрь, май

6абв

Математика

Стартовая контрольная работа

декабрь, май

6абв

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

декабрь, май

6абв

Математика

Контрольная работа

6абв

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием.

Сентябрь ,декабрь
май
Сентябрь ,декабрь

6абв
6абв

Математика
Английский язык

Итоговая контрольная работа.
Стартовая контрольная работа

май
Сентябрь ,декабрь

Контрольная работа

май

Итоговый тест
Стартовая контрольная работа

Сентябрь ,декабрь
май

Контрольная работа

Сентябрь ,декабрь

Итоговый тест

май

Стартовая контрольная работа
Контрольная работа

Сентябрь, декабрь
Май

Итоговый тест

Сентябрь, декабрь

Стартовая контрольная работа
Контрольная работа
Итоговый тест
Стартовая контрольная работа
Контрольная работа

Сентябрь
Декабрь
Май
Сентябрь, декабрь
Сентябрь, декабрь
Май
Сентябрь, декабрь, май

6абв

Всеобщая история.
История России

6абв

География

6абв

Биология

6абв

Обществознание

6абв

ИЗО

Итоговый тест
Творческая работа

6абв
6абв

Технология
Физическая культура

Проект
Зачеты

Декабрь, май
Сентябрь, декабрь, май

7абвг
7абвг

Русский язык
Алгебра

Стартовая контрольная работа
Стартовая контрольная работа

Сентябрь
Сентябрь

7абвг

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Декабрь

7абвг
7абвг
7абвг
7абвг

Алгебра
Русский язык
Алгебра
Геометрия

Контрольная работа
Диктант с грамматическим заданием.
Итоговая контрольная работа.
Итоговая контрольная работа.

Декабрь
Май
Май
Май

7абвг

Английский язык

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Контрольная работа
Итоговый тест

Декабрь
Май

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Контрольная работа
Итоговый тест

Декабрь
Май

География

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Биология

Контрольная работа
Итоговый тест
Стартовая контрольная работа

Декабрь
Май
Сентябрь

Контрольная работа
Итоговый тест

Декабрь
Май

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Контрольная работа

декабрь
Май
Декабрь
Май
Май
Май

7абвг

7абвг

7абвг

7абвг

Всеобщая история.
История России

Обществознание

7абвг

Физика

Итоговый тест
Контрольная работа

7абвг
7абвг

ИЗО
Технология

Итоговый тест
Творческая работа
Проект

7абвг

Физическая Культура

Зачеты

Октябрь, май

8абвг

Русский язык

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

8абвг

Алгебра

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

8абвг
8абвг

Русский язык
Алгебра

Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа

Декабрь
Декабрь

8абвг

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием.

Май

8абвг

Алгебра

Итоговая контрольная работа.

Май

8абвг

Геометрия

Итоговая контрольная работа.

Май

8абвг

Английский язык

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Контрольная работа

Декабрь

Итоговый тест
Стартовая контрольная работа

Май
Сентябрь

Контрольная работа

Декабрь

Итоговый тест
Стартовая контрольная работа
Контрольная работа
Итоговый тест

Май
Сентябрь
Декабрь
Май

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Контрольная работа

Декабрь

Итоговый тест

Май

Стартовая контрольная работа
Контрольная работа
Итоговый тест
Стартовая контрольная работа
Контрольная работа

Сентябрь
Декабрь
Май
Сентябрь
Декабрь
Май
Декабрь
Май
Апрель
Октябрь, май

8абвг

Всеобщая история.
История России

8абвг

География

8абвг

Биология

8абвг

Обществознание

8абвг

Физика

8абвг

Химия

8абвг
8абвг

Технология
Физическая Культура

Итоговый тест
Контрольная работа
Итоговый тест
Проект
Зачеты

8абвг

ОБЖ

Контрольная работа

Декабрь

Итоговый тест

Май

Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО- 2021 (V-IX классы):
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений (172 учебных часов в неделю/5812 учебных часов в месяц).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает (при наличии учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования):
 увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части и
введение новых учебных предметов;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
ФГОС ООО устанавливает обязательные учебные предметы и обязательные предметные области, в числе которых:
- предметная область «Русский язык и литература» включает учебные предметы:
«Русский язык», «Литература»;
- предметная область «Родной язык и родная литература» включает учебные предметы
«Родной язык» и «Родная литература». Изучение данной предметной области интегрировано в предметную область
«Русский язык и литература» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения
русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС ООО;
предметная область «Иностранные языки» включает учебный предмет «Иностранный язык (Английский язык)»;
предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы
«Математика» (содержит учебные курсы - «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»), «Информатика»;
предметная область «Общественно-научные предметы» включает учебные предметы

«История», «Обществознание», «География»;
предметная область «Естественнонаучные предметы» включает учебные предметы
«Физика», «Химия», «Биология»;
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
предметная область «Искусство» включает учебные предметы «Музыка» и
«Изобразительное искусство», которые ведутся отдельно по 1 часу в неделю;
предметная область «Технология» включает учебный предмет «Технология»;
предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные
предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Исходя из позиций целесообразности, часы, отведенные на преподавание следующих учебных предметов, проводятся
отдельно:
«Математика» – в VII-IX классах включает учебные курсы «Алгебра» (3 часа внеделю), «Геометрия» (2 часа в
неделю), «Вероятность и статистика» (1 час в неделю);
«История» – в VII-IX классах включает учебные курсы «История России», «Всеобщаяистория»;
«Искусство» – в V-VII классах включает предметы «Музыка» (1 час в неделю) и
«Изобразительное искусство» (1 час в неделю);
«Технология» – в VIII классе включает раздел «Черчение и графика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы ООО по учебному предмету «Математика» в
рамках ГИА включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика».
Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО в VII-IX классах в рамках изучения учебного предмета «Математика»
вводится учебный курс «Вероятность и статистика». При выставлении итоговой отметки в аттестат указывается
наименование учебного предмета «Математика», проставляется отметка как среднее арифметическое годовых отметок по
трем учебным курсам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и экзаменационной отметки выпускника.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования
(изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). Необходимо предусмотреть особый порядок планирования
учебного предмета «История России» в IX классе – реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России», который
требует увеличения количества годовых часов на 17 ч.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья,
могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы.
Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями. Промежуточное
оценивание результатов обучения осуществляется по четвертям и в конце года.
Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана (части, формируемой участниками образовательного процесса) МКОУ
«Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича» является:
- изучение курса «История и культура Дагестана» на втором уровне обучения проводится в V–IX классах как изучение
модулей различных предметов (изобразительное искусство, музыка, география, история, обществознание, литература);
- изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на втором уровне в V–VII (ФГОС ООО) осуществляется
через школьный компонент в пятых классах и изучение модулей различных предметов (география, биология,
обществознание, технология в VI классе; география, биология, физика и обществознание в VII классе; во всех классах на
втором уровне обучения на предмете «Физическая культура»), во внеурочной деятельности, в VIII-IX классе «Основы
безопасности жизнедеятельности» является предметом обязательной части учебного плана;
- изучение курса «Обществознания» в V классе как модуля курса «Мой мир» в рамках духовно-нравственного
направления школьного компонента;
- изучение курса «Биология» в VI-VII классе как модуля курса «Мой мир» в рамках духовно-нравственного направления
школьного компонента.
Организация обучения по предмету «Технология»
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному принципу с учетом возможностей
МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича». Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих направлений:
«Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»); «Технологии ведения дома» («Технология.
Обслуживающий труд»); «Технология. Сельскохозяйственный труд». Каждое направление включает базовые и
инвариантные разделы. Выбор направления обучения исходит из образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечивать активное использование знаний, полученных при
изучении других учебных предметов; формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской и
проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно- технического
прогресса. Таким образом, при изучении учебного предмета «Технология» значительная роль отводится методу проектной
деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию, сочетания направлений «Индустриальные
технологии» и «Технологии ведения дома» уже с V класса.

Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
Специфика учебного плана МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича» определяется целями и
задачами реализуемых образовательных программ. Часы части, формируемой участниками образовательных отношений, в
учебном плане использованы следующим образом:
занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.
Организация внеурочной деятельности
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируетсяс учетом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных
от урочной системы обучения, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые
сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции,
школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д.
Для реализации основной образовательной программы основного общего образования, для обеспечения развития
индивидуальных способностей детей, удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей) предлагается:

различная внеурочная деятельность, организуемая по направлениям развития личности (духовнонравственное1, общекультурное2, общеинтеллектуальное3, спортивно- оздоровительное4, социальное5), за счет часов,
выделенных на ведение внеурочной деятельности:
Занятия проводятся педагогами дополнительного образования в форме экскурсий, походов, кружков, секций, круглых
столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных
исследований, общественно полезных практик, реализации образовательных проектов, посещенийтеатров, музеев и т.д.
В рамках деятельности Ученического научно-исследовательского общества МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова
Гусейна Омаровича» каждым обучающимся IX классов предполагает выполнение индивидуального проекта по
собственной профессиональной ориентации для выбора дальнейшего обучения и построения индивидуального
образовательного маршрута (подготавливать и защищать проекты можно на иностранных языках).
МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича» самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности для обучающихся при получении ООО (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов
обучающихся и возможностей МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича».
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся. Недельный объем внеурочной деятельности должен составлять не более 10 часов. Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения, а также их суммирование в течение учебного года.
Для сохранения преемственности, часть курсов внеурочной деятельности, ведение которых начиналось на уровне
начального общего образования (I-IV классах) продолжается на уровне основного общего образования (V-IX класс) и
добавляются новыекурсы:

-38 часов внеурочной деятельности в 5-9 классах на 2023-2024 учебный год
ФИО у чителя

Исмаилов аАжай Темирханов на (Аюбова Рабият Садык овна)

Габибу ллаева Джамият Абду лбасировна

Рамазанова Зайнаб Магомедал иевна

Ку рачева Саният Магомедрасу ловна
(Расу лова Г.Р.)

Магомедова Патимат Гасбу ллаевна

Ку рбанова Хамис Магомедов на

Адильгереева Хатима тМу рту залиевна
Исмаилова Хадижат Амирарслановна

Рамазанова Калимат Халитовна

Гаджиева Зарема Гу сеновна

Ку рбанова Альбина Исаевна

Джару лаева Мальвина Аьду лалимовна

Таждинова Анастасия Александровна

Разговор о
важном
1
1
1
2
2
1

Россия –мои
горизонты

ШСК

Функционнальная
граммотность
1

Классы

Всего

1
1
2
2
1

5а
9в
7г
9б,5в
8б,7а
7в

2
2
2
4
4
2

1

1

11

2

2
1
2
1
1
1

2
1
2
1
1

9г, 6а
7б
8в,5б
9а
5г
6б
6в,8а,8г,
6б

4
2
4
2
2
1
6
1

Киш инов Магомед Рамазанович

8

Людм ила Му хтаровнв

Итого

Итого

Направления

1

10

8

17

17

8

42

16

16

6

38

Название
курса

5А

5Б

5В

5г

6А

6Б

6В

1

2

7А

7Б

7В

7г

8А

8Б

8В

8г

9А

9
Б

9В

9г

итого

Количество часов в неделю/год
Функционнал
ьная
деятельность

Всего

Финансовая
грамотность

1

Разговор о
важном
Россия-мои
горизонты

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

8

1

1

1

1

16

1

1

1

1

14

2

2

2

2

38

Особенности учебного плана, предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов
России» (ОДНКНР)
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с ФГОС ООО должна
обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В
рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные,
национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение
следующих результатов:
- понимание вклада представителей различных народов Росси в формирование еёцивилизационного наследия;
- понимание ценности многообразия культурных укладов народов РФ;
- поддержка к традициям собственного народа и народов, проживающих в РФ;
- знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов РФ;
- формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям,религиозным чувствам
народов РФ;
- осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
- формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов РФ;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлениигражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, на ее изучение выделяется 1 час в неделю (34
часа в год) в V и VI классе за счет обязательной части учебного плана. Область включает учебный предмет «Основы
духовно- нравственной культуры народов России».
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР, в рамках учебного плана возможна ее реализация через:
Принятие решения о дополнительной реализации предметной области ОДНКНР через урочную и внеурочную
деятельность, а также решения о выборе учебно- методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение
учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных
областей относится к компетенции МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича».

Деление классов на группы
В целях реализации основных общеобразовательных программ (по согласованию с главным распорядителем средств
бюджета), в соответствии с образовательной программой МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна
Омаровича» осуществляется деление классов при наполняемости класса 25 и более человек на:
- две группы при проведении учебных занятий по предметам «Родной язык» и «Родная литература» в V-IX классах;
При наличии необходимых условий и средств по согласованию с главным распорядителем средств бюджета, возможно,
иное деление классов на группы.

Учебно-методическое обеспечение
Школой при реализации образовательных программ для использования выбраны:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 09.06.2016 №699);
электронные образовательные ресурсы, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ
Министерства просвещение Российской Федерации от 02.08.2022 №653).

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».