Учебный план НОО на 2023-2024 уч г...

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ОМАРОВА ГУСЕЙНА ОМАРОВИЧА»
(МКОУ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ ОМАРОВА ГУСЕЙНА ОМАРОВИЧА»)
368814, ул. Пархоменко, д. 4, с.Аверьяновка, Кизлярского района, Республики Дагестан
E-mail: school_aver@mail.ru ОКПО 86080296, ОГРН 1040501099077, ОКАТО 82227805001, ИНН/КПП 0517000102/ 051701001

ПРИНЯТ
Решением Педагогического совета МКОУ
«Аверьяновская СОШ имени Омарова
Гусейна Омаровича»
протокол от 31.08.2023 №1
секретарь Педагогического совета
С.М. Курачева

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Аверьяновская СОШ
имени Омарова Гусейна Омаровича»
З.О. Махтаева
«_31_»_августа_ 2023 г.
Приказ №55 от 31.08.2023г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
реализующего основные общеобразовательные программы начального общего образования
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича»
на 2023/2024 учебный год

С.Аверьяновка 2023

1

1.

Начальное общее образование

Учебный план для I–IV классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС НОО-2021), утверждённым приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286, реализуется в I-IV классах.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется Школой через организацию
урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования
определяет МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича».
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план является частью образовательной программы образовательной школы. Настоящий
учебный план разработан для получения образования в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в очной форме.
Учебный план на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает 4-летний нормативный
срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IVклассов.
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года при получении начального
общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не
менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в феврале дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет в 1 классе — 35 минут; во 2-4 классах — 40 минут.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
-для обучающихся I классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
-для обучающихся II-IVклассов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение
не превышали (в астрономических часах): во П-Ш классах - 1,5 ч., в IV-Vклассах - 2 ч.
Режим работы школы по шестидневной учебной неделе, первые классы – по пятидневной.
Деление классов на группы предусматривается только при формировании групп для изучения родного языка.
В школе обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана. Для изучения
родного языка создаются учебные группы на аварском языке, в каждой из которых не менее 5 учащихся.
Учебные группы создаются из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в
расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых изза малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется
группа для изучения предметов «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)».
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые,
факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки
обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Основная образовательная программа начального общего образования в I-IVклассах реализуется через
учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и обязательные предметные
области.
К учебным предметам федерального компонента учебного плана отнесены 10 учебных предметов: русский
язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
технология, музыка, физическая культура, Основы мировых религиозных культур.
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части (80%) и части, формируемой участниками
образовательных отношений, включая внеурочную деятельность (20%).
Обязательная
часть учебного плана определяет
состав
учебных
предметов
обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом Минобрнауки
РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576,1577,1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных
предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в
2

полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа
языков народов Российской Федерации. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего
образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и
родная литература» являются обязательными для изучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки использовано на проведение учебных занятий, направленных на
интеллектуальное развитие учащихся.
Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего
образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы начального общего образования.
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы
мировых религиозных культур» (далее - ОМРК). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета
ОМРК, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей)
обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от
количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся
нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных
организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего
образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам
обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
При необходимости организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной формах учебные
планы основаны на требованиях ФГОС начального общего образования. Уменьшать количество обязательных
учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся
определяется образовательной организацией самостоятельно.
Сетка часов учебного плана для учащихся 1-4 классов, реализующих ФГОС НОО на 2023-2024 учебный год

Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в неделю/год

Классы

I

II

Всего

III

IV

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Русский язык

5/165

Литературное чтение

3/99

Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

Родной язык

1/33

Литературное чтение
на родном русском
языке

1/33

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы мировых
религиозных
культур

Английский язык

Искусство

5/165

5/165

5/165

20/675

3/102+1/
34р

3/102+1/
34р

3/102+1/
34р

15/507

1/34

1/34

1/34

4/135

1/34

1/34

1/34

4/135

–

2/68

2/68

2/68

6/204

Математика

4/132

4/136+1/
34к

4/136

18/608

Окружающий мир

2/66

2/68

4/136+1/
34к
2/68

–

–

–

1/34

1/34

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Изобразительное
искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

ОМРК

3

2/68

8/270

Технология
Физическая
культура

Технология

1/33

1/34

Физическая культура

2/66

2/68

Школьный компонент
21/693

Итого

1/34

1/34

4/135

2/68

2/68

1/34

1/34

1/34

3/102

26/884

26/884

26/884

99/3366

2/68

2/68

1/34

5/170

1/34

1/34

1/34

3/102

1/34

1/34

26/884

26/884

8/270

Часть, формируемая участниками образовательных отношений из них:
Название курса
«Занимательная
грамматика»,
«Математическая радуга»,
«Удивительный мир слов» ,
«Эрудит»,

Математика

Максимально допустимая нагрузка

21/693

2/68
26/884

99/3366

- Часы из части, формируемой участниками образовательных отношений
(20 часов) использованы следующим образом:
– по 1 часу (4ч)на изучение математики во 2-х классах;
– по 1 часу (4ч) на изучение математики в 3 класс;
- 12 часов распределены между учителями:

2

18

2 «а,б,в,г»

2

18

(аварский язык)
Шахбанова М.А.

(даргинский язык)

1«а,б,в,г»

2

16

Габибуллаева Л.М.

(даргинский язык)
.
(русский язык)
.(русский язык)

Магомед тагиро ва Н.А

Ста ри шко Н.А

1 «а,б»

2

22

1 «в,г»

2

27

4 «а,б,в,г»

2

16

Итого

учащихся

Количество

15

Кол-во часов

14

2

класс

2

учащихся

3»а,б»
3 «в,г»

класс

учащихся

Количество

Кол-во часов

класс

учащихся

Количество

Кол-во часов

1 «а,б,в,г»

Магомедова Э. И.

Количество

(аварский язык)

Кол-во часов

Г аджиева А.Н.

класс

язык

Изучаемый

-Часы родного языка (40 часов) распределены между учителями начальных классов:

8 /66уч.
2/15уч.

2 «а,в,г»

2

14

3 «б,в»

2

17

4 «а,б,в,г»

2»б»

2

14

3» а,г»

2

12

4/26уч.

3 «а,г»

2

22

4/44уч.

23

2

8/70уч.

2/27уч.

Магомедова Э. И.

(русский язык)

2 «б,в»

2

20

2/20 уч.

Манилова А.М.

(русский язык)

2 «а,г»

2

12

2/12уч.
3«б,в»

(русский язык)
Джа малудинова П.М.

2

18

Дмитриенко Н.А.

(русский язык)
Курбано ва М.А.

(русский язык)

Нуградино ва З. И.

(русский язык
Итого

8

83

10

78

12

98

2/18уч.
4 «а»

2

16

2/16уч.

4 «б,г»

2

16

2/16уч.

4 «в»

2

14

2/14уч.

10

85

40/344уч.

- Часы английского языка (24 часа) распределены между учителями:
2 «а», 2 «б», 3-е, 4 «а», 4 «б», 4 «в», 4 «г» 2 «в», 2 «г»
-Часы музыки (16 часов) - 1 «а», 1 «б», 1 «в», 1 «г», 2 «а», 2 «б», 2 «в», 2 «г», 3 «а», 3 «б», 3 «в», 3 «г», 4 «а», 4 «б», 4 «в»,
4 «г»
-ОМРК (4 часа) - 4 «а», 4 «б», 4 «в», 4 «в»
-ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная аттестация в 2-4-х классах проводится в сентябре, мае согласно части 1 статьи 58 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в различных формах, соответствующих
специфике учебного курса.
Промежуточная аттестация учащихся 1-го класса нацелена на выявление индивидуальной динамики освоения
первоклассником результатов образовательных программ по дисциплинам учебного плана. Промежуточная аттестация
первоклассников осуществляется посредством сопоставления результатов входной диагностики и диагностической работы
по окончании первого класса. Используется безотметочная, уровневая шкала оценивания (критический, низкий, средний,
высокий уровни).

4

Формы проведения промежуточной аттестации для учащихся 1-4 классов на 2023-2024 учебный год
Класс

Учебные предметы

Форма проведения

1

Диагностическая работа «Уровень
готовности к школе»
Итоговая комплексная работа

Тест

2

Русский язык

Стартовая
контрольная
работа
грамматическим заданием
Итоговая
контрольная
работа
грамматическим заданием
Стартовая проверка техники чтения

Литературное чтение

3

Сентябрь

Тест

Апрель
с

Сентябрь

с

Декабрь, май
Сентябрь

Проверка техники чтения

Декабрь, май

Математика

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Окружающий мир

Итоговая контрольная работа
Итоговый тест

Декабрь, май
Декабрь, май

Английский язык

Итоговая контрольная работа

Русский язык

Стартовая
контрольная
работа
грамматическим заданием
Итоговая
контрольная
работа
грамматическим заданием
Стартовая проверка техники чтения

Литературное чтение

Май
с

Сентябрь

с

Декабрь, май
Сентябрь

Проверка техники чтения

Декабрь, май

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Итоговая контрольная работа

Декабрь, май

Окружающий мир

Итоговый тест

Декабрь, май

Английский язык

Стартовый тест

Сентябрь

Итоговая контрольная работа

Декабрь, май

Математика

4

Сроки

Русский язык

Литературное чтение
Математика

Стартовая
контрольная
работа
грамматическим заданием
Итоговая
контрольная
работа
грамматическим заданием
Стартовая проверка техники чтения

с

Сентябрь

с

Декабрь, май
Сентябрь

Проверка техники чтения

Декабрь, май

Стартовая контрольная работа

Сентябрь

Итоговая контрольная работа

Декабрь, май

Окружающий мир

Итоговый тест

Декабрь, май

Английский язык

Защита проекта
Стартовый тест

Май
Сентябрь

Итоговая контрольная работа

Декабрь, май

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов (99
учебных часов в неделю/3366 учебных часов за 4 года). План внеурочной деятельности (см. Модель внеурочной
деятельности) определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности для обучающихся (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и
возможностей МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича».

Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО- 2021 (I-IV классы):
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами
реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестацииобучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано:
- на проведение дополнительных учебных занятий по «Физической культуре» (I класс),
5

«Иностранному языку (Английский язык)» (II-III классы), в предметных областях
«Физическая культура», «Иностранный язык».
ФГОС НОО устанавливает обязательные учебные предметы и обязательные предметные области, в числе
которых:
предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает учебные предметы: «Русский
язык», «Литературное чтение»;
предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включает учебные предметы
«Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Изучение данной предметной области
интегрировано в предметную область «Русский язык и литературно чтение» в целях обеспечения достижения
обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в
соответствии с ФГОС НОО;
предметная область «Иностранный язык» включает учебный предмет «Иностранный язык (Английский
язык)»;
предметная область «Искусство» включает учебные предметы «Музыка» и
«Изобразительное искусство», которые ведутся отдельно по 1 часу в неделю;
-предметная область «Технология» включает учебный предмет «Технология».
Здоровьесберегающий (здоровьесозидающий) подход к реализации образовательной программы начального
общего образования осуществляется через модуль «Основы безопасности жизнедеятельности», реализуемый
через различные предметы – «Окружающий мир», «Технология», «Физическая культура», внеурочную
деятельность. Согласно режиму дня осуществляется 1-разовое питание обучающихся. Предусмотрены
традиционные каникулы.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться с участие самих обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы.
Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями, начиная со II
класса. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по четвертям и в конце года.
Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана начального общего образования является:
–
изучение курса «История и культура Дагестана» и изучение курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», которые осуществляется во внеурочной деятельности.
Используемый УМК: «Школа России».
Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
Специфика учебного плана МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича» определяется
целями и задачами реализуемыхобразовательных программ. Часы части, формируемой участниками
образовательных отношений, в учебном плане использованы на увеличение количества часов, отводимых на
математику
-Объем учебного компонента (12 часов) для обучающихся при получении начального общего образования
реализуется следующим образом:
Название курса
«Занимательная грамматика»

Кол-во часов, класс

«Математическая радуга» «Занимательная математика»

2ч.-2,3 «б» кл.

«Превращение слов» «Удивительный мир слов»
«Эрудит»
«Занимательная математика»
«Эрудит»
«Удивительный мир слов»
«Занимательная математика »

2ч.- 2«в», 3«а»
1ч –3 «в» кл.

«Математическая радуга»

1ч.-2 «г» кл.

1ч – 4 «а» кл.
1ч - 4 «б» кл.
1ч -4 «г» кл.

Организация занятий по направлению «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью
образовательного процесса в начальной школе.
Система дополнительного образования МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича»
предоставляет обучающимся, их родителям (законным представителям) возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на развитие обучающегося.
Организация внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную
деятельность, которая осуществляется в формах отличных от классно- урочной и направлена на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
6

Для реализации основной образовательной программы начального общего образования, для обеспечения
развития индивидуальных способностей детей, удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей) предлагается:
 различная внеурочная деятельность, организуемая по направлениям развития личности (духовнонравственное1, общекультурное2, общеинтеллектуальное, спортивно - оздоровительное4, социальное), за счет
часов, выделенных на ведение внеурочной деятельности:
МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна Омаровича» самостоятельно разрабатывает и утверждает
план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации,
объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении НОО (до 1350 часов за четыре года обучения)
с учетом интересов обучающихся и возможностей МКОУ «Аверьяновская СОШ имени Омарова Гусейна
Омаровича».
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся. Недельный объем внеурочной деятельности должен составлять не более 10
часов. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения, а также их
суммирование в течение учебного года.

-Объем внеурочной деятельности (28 часов) для обучающихся при получении начального общего
образования реализуется следующим образом:
Название курса
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Разговор о важном»
«Шахматы»

Направления

Общеинтеллектуа
льное
Патриотизм
Итого

Кол-во часов, класс
1ч - 1«а» кл.
1ч.-1 «б» кл.
1ч - 1«в» кл.
1ч – 1«г» кл.
1ч.-2 «а» кл.
2ч.-2,3 «б» кл.
2ч.- 2«в»,3«а»
1ч –3 «в» кл.
1ч – 3 «г»
1ч – 4 «а» кл.
1ч - 4 «б» кл.
1ч.- 4 «в» кл.
1ч -4 «г» кл.
1ч.-2 «г» кл.
1ч - 2 «а» 1ч - 2 «б» 1ч - 2 «в» 1ч - 2 «г»1ч - 3 «а» 1ч - 3 «б» 1ч - 3 «в» 1ч - 3 «г»
1ч - 4 «а» 1ч - 4 «б» 1ч - 4 «в» 1ч - 4 «г»

Название курса

1а 1б 1в 1г 2а 2 б 2в 2г 3 а 3б 3в 3г 4 а 4б 4в 4 г итого

«Шахматы»

Разговор о
важном

Количество часов в неделю/год
1 1 1 1 1 1 1 1

1

1

1

1 12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 16

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

28

Особенности учебного плана, ведение ОМРК
В учебный план IV класса включён учебный предмет «Основы мировых религиозных культур» (далее – ОМРК)
по 1 часу в неделю (всего 34 часа).
Целью учебного предмета ОМРК является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур,
основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных
7

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на уровне основного общего образования;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются
как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Выбор модуля в рамках учебного предмета ОРКСЭ осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся и фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На
основании произведённого выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся
в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или
формирование учебных групп из обучающихся нескольких общеобразовательных организаций в рамках
сетевого взаимодействия.
При проведении уроков по предмету «Основы мировых религиозных культур» по выбору родителей (законных
представителей) обучающимися изучаются «Основы светской этики»:
Деление классов на группы
Деление класса на две группы происходит при наполняемости 25 обучающихся и более при изучении учебного
предмета «Родной язык (Аварский язык, даргинский язык, русский язык)» (I-IV классы).
При наличии необходимых условий и средств по согласованию с главным распорядителем средств бюджета,
возможно, иное деление классов на группы.
Учебно-методическое обеспечение
Изучение учебных предметов организуется для I–IV классов с использованием учебных пособий, входящих в
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 №858); Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699); электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО (Приказ Министерства просвещение Российской Федерации от
02.08.2022 №653), согласно выбранному

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».