Принято на общем собрании Педагогического совета МКОУ «Аверьяновская средняя общеобразовательная школа» «__30__»_августа__ 2017 г. Протокол № _1_от _30.08. 2017 г Утверждаю: Директор МКОУ «Аверьяновская СОШ» З.О. Махтаева «_30_» __августа__ 2017 г. Приказ № _34/3__ от _30.08.2017г.___ Положение об организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам в МУНИЦИПАЛЬНОМ КАЗЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ «АВЕРЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 1 I. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), обучающихся по адаптированным образовательным программам в МКОУ «Аверьяновская СОШ » 1.2. Школа реализует адаптированные образовательные программы для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с РАС. 1.3. Класс для детей с ОВЗ и РАС реализует адаптированные образовательные программы в соответствии с уровнями образования (начальное общее) 1.3. Класс для детей с ОВЗ и РАС является новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 1.4. Школа несёт ответственность за жизнь детей с ОВЗ, РАС, реализацию их конституционного права на образование в пределах государственного образовательного стандарта, обеспечивает условия для его обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество. 1.5. Цель организации класса для детей с ОВЗ, РАС - создание в Школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуальнопсихологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико–консультативное, коррекционно–развивающее, социально-трудовое направления деятельности. Система работы в классе направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, на коррекцию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей с ОВЗ, активизацию познавательной деятельности, расширение кругозора, формирование коммуникативных навыков. 1.6. При организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и РАС, школа руководствуется следующими нормативными документами: • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ ч.1 ст. 79. • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». • Постановление Правительства РФ от 12.03.97 №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями 10 марта 2000 г. №212). • Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 2 II. Организация и функционирование системы образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и РАС по адаптированным образовательным программам. 2.1. С учетом индивидуальных особенностей и возможностей психофизического развития, дети с ОВЗ и РАС зачисляются в классы для детей с ОВЗ и РАС, которые открываются приказом по школе на основании Приказа департамента образования г. Томска. 2.2. Зачисление в классы для детей с ОВЗ и РАС производится только с согласия родителей (законных представителей), по заключению территориальной психологомедико- педагогической комиссии и согласованию с органами управления образования. 2.3. Приемы в указанные классы не подлежат дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. 2.4. Учебный план разрабатывается с учетом норм максимально допустимой нагрузки для детей с ОВЗ, РАС Приказом Департамента образования «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организации, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2.5. Обучение в классе для детей с РАС продолжается 1 год. 2.6. Разработка индивидуальной стратегии сопровождения детей с ОВЗ осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума с учетом индивидуальных особенностей детей и рекомендаций территориальной психологомедико-педагогической комиссии. 2.7. Исходя из категории детей с ОВЗ их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. 2.8. Школа обеспечивает организацию горячего питания, необходимых коррекционных мероприятий. 2.9. Организация образовательной деятельности регламентируется: • учебным планом; • календарным учебным графиком; • расписанием занятий. 2.10. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Продолжительность групповых коррекционных занятий- 40 минут; индивидуальных коррекционных занятий по логопедии, развитию психомоторики и сенсорных процессов составляет 20-25 минут. III. Образовательная деятельность. 3.1. Обучение по адаптированным образовательным программам для обучающихся аутистов регламентируется распоряжением администрации МР «Кизлярский район» от «Об открытии классов по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с расстройствами аутистического спектра» и утверждёнными программами Министерства образования РФ: : • начальное общее образование • основное общее образование (нормативный срок освоения–5 лет). 3.2. Учебные занятия в классах (группах) для детей с ОВЗ проводятся в первую смену. 3.4. Обучение для обучающихся с задержкой психического развития организуется по учебникам для общеобразовательных учреждений, обучение для обучающихся с РАС организуется по учебникам для специальных (коррекционных) образовательных учреждении V вида. 3 3.5. Тема, дата проведения, учет посещения занятий обучающимися фиксируется в классном журнале. 3.6. При организации образовательной деятельности учитель в обязательном порядке на каждом учебном занятии использует специальные методы и приемы обучения. 3.7. При положительной динамике развития и успешном усвоении адаптированной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития и РАС по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся могут быть переведены в обычные классы. 3.8. При отсутствии положительной динамики развития в условиях коррекционноразвивающего обучения в течение учебного года обучающиеся в установленном порядке направляются в территориальную психолого – медико – педагогическую комиссию для решения вопроса о программах их дальнейшего обучения. 3.9. Педагоги проводят систематическое наблюдение за динамикой развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления их индивидуальных особенностей, определяют направления коррекционно-развивающей работы, фиксируют результаты наблюдений в специальном журнале (карта психологопедагогического сопровождения обучающегося), ведут учет освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы. 3.10. Основной задачей педагога при обучении детей с ОВЗ является формирование коррекционно-развивающего пространства через: • Активизацию познавательной деятельности; • Повышение уровня их умственного развития; • Нормализацию учебной деятельности; • Охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья. 3.11. Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ, РАС осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей детей с ОВЗ обязательно составляются ежегодные адаптированные рабочие программы по предмету и согласуются в рамках методического объединения учителей коррекционного и надомного обучения согласно установленной в Школе процедуре утверждения рабочих образовательных программ. 3.12. Заместитель директора по учебной работе организует работу школьного психологомедико-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно – методическую помощь учителям в определении направлений и планировании работы классов (групп) для детей с ОВЗ, проводит мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы и совместно со специалистами: учитель-дефектолог, психолог, учитель-логопед осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.13. Контроль за работой классов (групп) для детей с ОВЗ ответственность за комплектование и создание необходимых условий для работы возлагается на директора Школы. IV. Участники образовательных отношений 4.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические работники, дети с ОВЗ и дети с РАС и их родители (законные представители). 4.2. Обучающиеся имеют право на: получение бесплатного начального общего и основного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; коррекцию отклонений в соматическом и нервно-психическом развитии средствами образования; уважение своего человеческого достоинства; добровольное участие в мероприятиях класса, школы, не предусмотренных образовательной программой. 4.3. Обучающиеся обязаны: 4 добросовестно учиться; выполнять устав Школы; уважать честь и достоинство педагогических работников Школы и обучающихся; соблюдать расписание занятий. 4.4. Родители (законные представители) имеют право: выбирать организацию, осуществляющую образовательную деятельность (класс), форму получения обучающимися образования; ознакомится с уставом Школы и другими нормативными документам, регулирующими деятельность Школы; защищать законные права и интересы ребёнка; обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации Школы; присутствовать на занятии по согласованию с педагогом и письменным заявлением. 4.5. Родители (законные представители) обязаны: выполнять устав Школы; поддерживать интерес обучающегося к образованию; своевременно информировать администрацию Школы о пропуске занятий по случаю болезни или по другой причине и о дате возобновления занятий; создавать условия для проведения занятий. 4.6. В классах для детей с ОВЗ работают учителя, специалисты, имеющие опыт работы с детьми с задержкой психического развития и детьми с умственной отсталостью. 4.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение детей с ОВЗ, имеют права, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и уставом Школы. 4.8. Педагог обязан: знать специфику работы с детьми с ОВЗ; выполнять образовательные программы с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ; развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой; не допускать перегрузки; своевременно заполнять классный журнал, вносить в классный журнал данные об успеваемости обучающихся. 4.9. Классный руководитель обязан: устанавливать связь между семьёй и Школой; взаимодействовать с педагогическими работниками Школы по вопросам организации обучения и воспитания в закреплённом классе; организовывать, учитывать и стимулировать разнообразной деятельностью обучающихся, в том числе и в системе дополнительного образования учащихся с ОВЗ; взаимодействовать с воспитанниками как субъектами деятельности; вести классную документацию (классных журналов, личные дела обучающихся, протоколы родительских собраний), контроль ведения ученических дневников; регулировать межличностные отношения между обучающимися; содействовать формированию общего благоприятного климата в классном коллективе; изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамика их развития; изучать уровень воспитанности личности и коллектива; определять состояние и перспективы развития классного коллектива; контролировать успеваемость каждого обучающегося; контролировать посещаемость учебных занятий обучающихся; профилактика безнадзорности и беспризорности обучающихся. 4.10. Администрация обязана: контролировать правильность и своевременность заполнения и ведения классных журналов и другой необходимой отчётной документации учителями классов для детей с ОВЗ; 5 контролировать качество образовательной деятельности и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся; контролировать работу индивидуальных и групповых коррекционных занятий специалистами; контролировать учебную нагрузку детей с ОВЗ; контролировать своевременность ведения индивидуальных карт психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ; координирует работу учителей и других педагогических работников школы по выполнению учебных планов и адаптированных рабочих программ в классах для детей с ОВЗ; координирует взаимодействие представителей администрации и служб школы, обеспечивающих учебную деятельность в классах для детей с ОВЗ. V. Материально-техническое и финансовое обеспечение 5.1.Для того, чтобы создать классы (группы) для детей с ОВЗ необходимо материальнотехническое оснащение. Работают учителя, имеющие опыт работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность и прошедшие специальную подготовку с обучающимися на дому . 5.2.Педагогическим работникам устанавливается надбавка к ставкам заработной платы и должностным окладам. VI. Документация. Основанием для организации классов (групп), для детей с ОВЗ, обучающиеся по адаптированной образовательной программе является: 1. Приказ начальника Управления Образования Администрации об открытии классов (групп) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам, школа должна иметь следующие документы: • Приказ по школе (на основании распоряжением администрации МР «Кизлярский район». • Ксерокопия заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии об обучении по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития и для обучающихся с РАС • Заявление родителей. • Учебный план организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья на учебный год, утвержденный директором школы МКОУ «Аверьяновская СОШ » Срок действия данного Положения не ограничен. 6